Приветствую вас, дорогие мои. Не так давно совершенно случайно (хотя, как знать? Ведь, говорят, случайностей не бывает…) попалась мне в руки, на мой взгляд, очень ценная книга.
Называется она «Курс женских рукоделий», а ценная потому, что это обработанный репринт редкого издания начала ХХ века, изданного в Санкт-Петербурге в 1902 году.
Уникальная книга-энциклопедия знакомит читательниц с приёмами и способами рукоделий русских, венецианских, голландских, датских, немецких, персидских мастериц, с классическим вязанием, вязанием в тамбур (так называлось тогда вязание крючком), шитьём по канве и накладным шитьём, с приёмами отделки, с вышиванием серебряной и золотой нитью.
На первой заглавной странице поясняется, что этот курс «рекомендован во всъ женскiя учебныя заведенiя Въдомства учрежденiй Императрицы Марiи, какъ пособiе при обученiи шитью, вышиванiю и такъ наз. изящнымъ рукодълiям и для ученическихъ и учительскихъ библiотекъ женскихъ учебныхъ заведеній Министерства Народнаго Просвъщенiя».
Я нарочно процитировала в точности как написано в репринтном издании, с соблюдением всех норм орфографии того времени, чтобы и вы, подобно мне, попробовали окунуться в эту дивную атмосферу старины.
Сама не знаю почему, но меня всегда охватывает какое-то особое трепетное чувство при соприкосновении с подобными вещами – будь я в залах исторических музеев, где с интересом рассматриваю разные винтажные вещицы, или на территории старинных усадеб. Как будто сама душа смутно вспоминает что-то далёкое и давно забытое…
И ещё мелькнула мысль вот о чём. В современных учебных заведениях наших девочек не обучают таким предметам, а если и обучают на уроках технологии, то весьма поверхностно. И это понятно – времена и нравы меняются.
И потом, скажете вы, сейчас совсем не обязательно женщине уметь искусно рукодельничать, а кто захочет – найдёт способы этому научиться, благо, сейчас это всё очень доступно. Однако, не поверите! — встречала много живых примеров, когда совершенно взрослая женщина не в состоянии самостоятельно даже пришить пуговицу, не говоря уже о чём-то более сложном. По-моему, это даже печально как-то. А вам так не кажется? Ну да это я так, просто мысли вслух…
Однако вернёмся к нашей книге. Так вот. Изобилие разнообразных техник и приёмов рукоделия в книге просто поражает. И несмотря на то, что нет никаких фотографий, довольно доступно показывается технология по рисованным картинкам. Больше всего места отводится на различные виды вышивок, есть много замечательных старинных узоров для вышивания (правда, не в цвете).
Но меня, конечно же, в первую очередь заинтересовало вязание. И вот, что я нашла в начале соответствующей главы (дабы больше не утруждать ни вас, ни себя «ятями», процитирую уже на современном языке):
«ВЯЗАНЬЕ НА СПИЦАХ. В этой главе нашей книги описана работа, которую смело можно причислить к самым старинным женским рукоделиям. Вязанье всякого рода исполнялось всегда и везде.
Несмотря на то, что вязанье на спицах труднее других, мы помещаем его вначале, потому что научившись сперва хорошо владеть спицами, сравнительно не трудно исполнять другие вязанья. Вот почему мы считаем вязанье на спицах основанием всех других вязаний» (во как! девочки, гордимся, что умеем владеть спицами!).
Продолжу цитировать: «Главною работою на спицах считается вязанье чулка. Но кроме того, вязаньем исполняется ещё масса других красивых и полезных вещей, как платки, перчатки, гамаши, юбки, кофточки, покрывала и т.п.
Вязанье на спицах очень распространено в прибалтийских краях; в Ляфляндии и Курляндии вяжут очень много чулок, юбок, камзолов, и т.д., а Эстляндия, и в особенности Гапсаль (старое русское название города-курорта Хаапсалу в Западной Эстонии — примечание автора), замечательны производством вязаных платков. Однако, гораздо лучше гапсальских платков платки оренбургские, вязаные из пуха, лёгкие, нежные и пушистые, и без сомнения известные нашим читательницам.»
И вот ещё некоторые цитаты: «Нельзя однако определить с совершенной точностью, какой именно № спицы годится для нитки известной толщины. Это зависит большею частью от исполнительницы работы. Одна вяжет слабее, тогда нужно спица потоньше, другая потуже и тогда, конечно, требуется спица потолще. Как в письме у всякого бывает свой особенный почерк, так и в вязанье у каждой работающей «своя рука». Очень редко случается, чтобы две особы вязали одинаково: в вязаньи всегда будет разница, хотя бы обе работали одинаково хорошо и правильно».
А далее подробно и с иллюстрациями рассказывают и показывают сам процесс. Что меня поразило: одних только способов набора петель начального ряда приведено аж 7 вариантов! Некоторых из них ранее не встречала. Аж руки зачесались попробовать их освоить по этому учебнику. Постараюсь потихоньку учиться, и когда освою – обязательно об этом напишу. И кстати, набор петель, как мы называем это сейчас, тогда назывался «накидкой петель».
Немного позабавила и другая терминология. Так, например, привычные нам лицевые петли назывались тогда «гладкие петли, или петли направо». А изнаночные – «петли на изнанку, или налево». Почему «направо-налево» — сначала не поняла. А потом подумала, что по-видимому «право-лево» тогда было сродни синонимам, обозначающим лицо и изнанку. Друзья, если есть среди вас специалисты-филологи, или эрудиты-знатоки старины, то, возможно, подскажете, права я или нет?
Цитирую: «… гладкие петли употребляются для вязанья таких вещей, которые должны иметь вид однообразный, как например чулок. Вид правой стороны этого вязанья совершенно отличен от левой стороны. Рис. 392 показывает правую сторону этого вязанья (рис. 392 изображает лицевую гладь-примечание автора), а рис. 393 левую сторону, или изнанку его (на рис.393 — изнаночная гладь)».
Причём, примечательно, что в основе вязания рассмотрен классический способ вывязывания лицевых изнаночных петель. А накиды тогда именовались воздушными петлями.
Рассмотрено много приёмов вязания пятки и мыска, приводятся примеры некоторых узоров, опять-таки, с интересными непривычными нам названиями. Описано даже вязание покрывала, похожего на это.
Как я уже говорила, никаких фото нет, всё показано в рисунках, включая то, как выглядят различные узоры. Отсутствуют также и привычные нам схемы — для всех узоров просто приводится описание. Всё-таки нам сейчас в этом плане гораздо легче – к нашим услугам и цветные фото, и схемы, и видео! Прогресс налицо и здесь.
Не знаю, как вам, а мне заглянуть за завесу времени было и интересно, и заманчиво… Хотя бы для того, чтобы сравнить. Ну и, как в любом старом, найти что-то новое для себя… Поэтому и поделилась с вами своими мыслями по этому поводу. Интересно было бы узнать и ваше мнение, друзья.
А на сегодня я с вами прощаюсь. С наилучшими вам пожеланиями, автор блога Ариника.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Или оцените по пятибальной шкале, нажав на соответствующее количество звёздочек:
Загрузка...