Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего блога!
Не так часто мне удаётся присутствовать на этнографических мероприятиях. Но недавно побывала на одном из них, о чём и хочу поведать. Сразу по горячим следам написать не получилось, но тем не менее впечатления у меня остались свежие, и желание отписаться не пропало.
Этнографический праздник Ивана Купала проводился в селе Легедзино Тальновского района Черкасской области на территории Государственного историко-культурного заповедника «Трипольская культура».
Такой праздник проводится там ежегодно уже несколько лет подряд. И коль мне уже выпала возможность там побывать, то захотелось узнать поглубже про этот историко-культурный заповедник и, собственно, про саму трипольскую культуру, к которой этот заповедник имеет непосредственное отношение.
Честно говоря, раньше про трипольскую цивилизацию знала только понаслышке. Возможно, и вам будет интересно узнать кое-какие исторические сведения, о которых вкратце расскажу.
Что такое трипольская цивилизация
Трипольская культура, или трипольская цивилизация – одна из самых древних цивилизаций эпохи энеолита (медно-каменный век), которая существовала примерно в VI—III тыс. до н. э. на территории современных Украины, Молдовы, части Румынии и Венгрии, то есть в Дунайско-Днепровском междуречье. Название её условное и связано с названием населённого пункта Триполье в Киевской области, где в 1897 году чешский археолог Викентий Хвойка обнаружил следы этой цивилизации.
Историки считают, что трипольская культура является одним из самых ранних центров развития цивилизации на планете. Это была общность племён, которая занималась земледелием, ткачеством, гончарным ремеслом.
Поселения у них состояли как из маленьких хуторов, так и гигантских по тем временам городов – с населением до 20 тыс. человек и, в некоторых случаях, занимали до 250-400 гектаров по площади. Состояли из наземных глинобитных домов с перегородками, иногда даже двухэтажных.
Можно предположить, что жизнь трипольцы вели мирную и спокойную, так как при раскопках следов военных столкновений не обнаружено, а их излюбленным оружием был лук.
Что касается этнического состава, то историки предполагают, что трипольцев нельзя считать прародителями какой-то определённой нации. Это была совокупность многочисленных разных племён, по антропологическим и культурным характеристикам наиболее близким к средиземноморскому и протоевропеоидному типу. То есть это была просто цивилизация, которая в глубокой древности существовала на данной территории, и которая, «как и все высокие цивилизации, прекратила своё существование тогда, когда это стало угодно Истории».
Трипольская цивилизация стала угасать с 3200 годов до н.э. по неизвестным истории причинам, пока не прекратила своё существование. Но до сих пор прослеживаются отголоски этой древней культуры и в орнаментах славянских народов, и в керамических росписях, и в старинных обрядах, связанных со сбором урожая, и в типе построения украинских мазанок, до сих пор сохранившихся в некоторых сёлах.
Историко-культурный заповедник трипольской культуры в Легедзино
Какое отношение имеет к трипольской культуре село Легедзино, где проходил вышеупомянутый праздник? Дело в том, что именно здесь археологи обнаружили часть самого крупного из ныне известных трипольского поселения-гиганта. Оно занимало 450 га (!) и представляло собой расположенные концентрическими кругами жилища, окружённые земляным валом.
Сейчас в состав заповедника входят 11 городищ, расположенных в границах трёх районов Черкасской области. А в Легедзино в 2003 году создан музей поселений-гигантов, где представлена трипольская керамика и другие находки.
В настоящее время идёт создание скансена (музея под открытым небом), где посетители смогут пожить в реконструированных трипольских жилищах и принять участие в археологических раскопках, которые продолжают вестись. Интересно, что ежегодно проводятся мероприятия под названием «Толока», где все желающие могут принять участие непосредственно в строительстве и реконструкции трипольских хат.
Реконструкция трипольского жилища на территории музея в Легедзино
На раскопки мы не попали, так как целенаправленно ехали на праздник и посещение раскопок не планировали. А что касается самого музея, то его экспозиция представлена артефактами, найденными при раскопках на территории заповедника, и продолжает пополняться. Экспонатам более 5 тыс. лет. Это глиняные статуэтки и предметы быта – кувшины, чаши, миски. Представлены орудия труда трипольцев, изготовленные их костей и кремния.
Только представьте себе — эти, безупречно выполненные керамические изделия, старше Египетских пирамид на 1000 лет!
экспонаты музея в Легедзино
Праздник Купала в Легедзино
Однако, проводимое мероприятие отношения к трипольской культуре не имеет. Просто праздник проводился на территории музея заповедника, работники которого были причастны к его организации.
К слову сказать, в Украине традиционно любят и проводят праздник Купала повсеместно, с небольшими отличиями в разных регионах. Помню, и в советские времена, присутствовала на таком празднике у бабушки в селе, где частенько проводила летние каникулы.
При этом стоит заметить, что проведение купальских обрядов в наши дни не связывают с религиозностью, и уж тем более с возрождением язычества. Это просто дань красивым народным традициям наших предков, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение, отголоски этнической памяти, вложенные в театрализованное обрядовое действо.
Так вот, в Легедзино был не просто праздник Купала, на каких мне раньше приходилось бывать, а настоящий фестиваль народного творчества, поскольку на нём присутствовали все необходимые для такого мероприятия атрибуты.
Сюда приехали гости и представители из нескольких областей Украины. Была ярмарка мастеров, на которой продавались изделия ручной работы, выступления фольклорных коллективов, работали гончарная и кузнечная площадки, проводились мастер-классы по плетению венков, изготовлению кукол-мотанок, гончарному ремеслу, вышиванию и другие.
Особенно понравились мастер-классы по гончарству детворе. Они с удовольствием старались «творить» на гончарном круге под присмотром опытных мастеров.
К слову сказать, я никогда не задумывалась над происхождением слова «гончар», а оказывается оно происходит от словосочетания «гонит чары», то есть «колдует». Наши дальние предки вкладывали особый сакральный смысл во всё, что было связано с кругом, который символизировал для них небесный свод и солнцеворот.
Об этом и ещё очень много интересного поведали на фестивале, когда рассказывали о старинных обрядах, связанных с праздником Ивана Купала, который наши далёкие предки отмечали в день летнего солнцестояния и связывали с магией огня и воды.
И не только рассказывали, а и показывали: как в старину при помощи специального приспособления разжигали священный огонь, как украшали обрядовое деревце (в данном случае – вербу, именно она используется для этой цели в данном регионе), как проводили обряды.
Всё насквозь было пропитано атмосферой праздника – многие гости были одеты в наряды в фольклорном стиле, девушки ходили в венках, сплетённых из полевых трав и цветов. Пели народные песни, сидя на высоком берегу реки, танцевали под сопровождение самодеятельных музыкантов, катались на больших старинных качелях.
В программе праздника было праздничное шествие от здания музея до купальского холма, зажигание праздничных факелов и огня, театрализованное действо-реконструкция праздника Купала, купальские игры, песни, танцы.
Кульминацией ночной программы праздника стал хореографический спектакль «Ой, на Ивана, ой, на Купала», который подготовили студенты и преподаватели хореографического отделения факультета искусств Уманского государственного педагогического университета им. П. Тычины.
Гости с нетерпением ждали это представление, начало которого учредители праздника назначили на 23.00. «Ну когда же уже будут выступать? Мы хотим, чтобы дети посмотрели, а они уже спать хотят», — слышала из толпы нетерпеливые реплики некоторых мам и бабушек.
Но столь позднее время выступления оказалось весьма уместным. Так как шоу под открытым ночным небом с подсветкой прожекторами, на зелёной травке смотрелось ещё более феерично и завораживающе…
Это был настоящий спектакль, выраженный языком танца, с интересным сказочным сюжетом, в который органично вплелись купальские обычаи — с украшением обрядового деревца, хороводами, пусканием венков на воду и прыжками через настоящий костёр.
Здесь была и влюблённая пара, и поиски мифического цветка папороти, и встречи с лесной нечистью с Мавкой во главе. И, как полагается, сказка оказалась с хорошим концом – добро и любовь победили, а как же иначе?
Фрагменты хореографического спектакля:
А потом до 4-х утра был ночной кинопоказ под открытым небом, и на этом программа праздника завершилась.
Вот так я побывала в Легедзино. Если будет возможность и вам там побывать, то попасть туда несложно – это в 230 км от Киева. Сначала нужно доехать по Одесской трассе до города Умань (и, кстати, можно остановиться там, чтобы посетить чудесный дендрологический парк Софиевка), а затем от Умани по дороге на Черкассы ещё 23 км. Музей расположен как раз по этой дороге, так что мимо не проедете.
На этом буду прощаться. Желаю вам прекрасного настроения и хорошего летнего отдыха. С вами была Ариника. До новых встреч!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Или оцените по пятибальной шкале, нажав на соответствующее количество звёздочек:
Загрузка...